Учреждение образования "Брестский государственный торгово-технологический колледж"

Учащимся

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Педагог-психолог

Книга Анна Николаевна

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования тут.

Закон Республики Беларусь об оказании психологической помощи тут.

Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению тут.

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних тут.

Алгоритм действий педагога и администрациипри подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков тут.

Психологическое консультирование по вопросам:

  • Общения в группе
  • Социальной адаптации
  • Взаимоотношений в семье
  • Психологического здоровья
  • Разрешения конфликтов и внутриличностных проблем
  • Профессионального становления

Коррекционные и развивающие занятия:

  • Коррекция индивидуальных особенностей поведения (индивидуальные занятия, тренинги)
  • Коррекция познавательных процессов
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы
  • Развитие личностных качеств
  • Помощь в формирование навыков здорового образа жизни
  • Тренинги адаптации и общения

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 21 55 79

МЫ ЖДЁМ ВАС!

Время работы с 08.30 до 17.00, обед 12.30 – 13.00

Выходные суббота, воскресенье

Азбука общения

Американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» сформулировал ряд простых правил, следуя которым можно бесконфликтно общаться с окружающими. Речь идет о том, как себя вести, чтобы не усложнять жизнь себе и окружающим, так как многие наши трудности возникают на голом месте и влекут за собой переживания и другие нервные затраты.

Итак, правила общения по Д.Карнеги:

1. Избегайте злоупотребления критикой и обсуждением других, реже жалуйтесь.

Критика чаще всего сопряжена с ущемлением чувства собственного достоинства и ощущения собственной значимости, поэтому большинством людей она воспринимается болезненно, особенно если это критика «не по делу». В межличностных отношениях критическое отношение людей должно уравновешиваться установкой на добрые отношения.
Не менее ложна позиция людей, которые склонны судить и на основании малейшего проступка человека делать неправомерные обобщения. Такие обсуждения недорого стоят, но дорого нам обходятся.
Что касается жалобщика, то комментарий краток: даже маленькие дети не любят ябед.

2. Демонстрируйте неподдельный интерес к людям.

В этом совете ключевым словом является «неподдельный». Неподдельный интерес – это умение уважать, ценить и не притворяться в отношениях с другим человеком. Станьте чутким к чужому «я».

3. Будьте хорошим слушателем.

Внимательно выслушать человека – это уже на 90% ему помочь, так как необходимость выговориться часто несет в себе облегчение для человека.

4. Помогайте людям чувствовать свою значимость.

Здесь не имеется в виду подхалимство или банальная лесть. Эти проявления личности настолько низки, что не годятся даже в качестве «тактического приема» поведения. Речь о другом. Каждый человек нуждается в подтверждении своей значимости и имеет право на уважение его чести и достоинства. К сожалению, мы нередко забываем об этом в общении, обращаясь с людьми как с малыми величинами. Это грубая ошибка, и жизнь мстит нам за это, плодя врагов.

5. Уважайте мнения других людей.

Это, конечно, не так легко сделать, особенно если вы сталкиваетесь с мнением, радикально противоположным вашему. Мы часто спешим сказать: «Вы не правы!» вместо того, чтобы поставить себя на место другого человека и попытаться посмотреть на вещи с его точки зрения. Тогда, возможно, мы поняли бы иную точку зрения.

6. Избегайте ненужных споров.

Еще никто никогда не выигрывал словесных баталий. Чем вступать в перестрелку словами, лучше молча выслушать собеседника, сконцентрировавшись на путях достижения согласия.

7. Убеждайте, а не приказывайте.

Кому из вас нравиться получать приказы? Вместе с тем большинство людей внушаемо и поддается убеждению. Искусство убеждать делает наше общение максимально продуктивным. Надо ли говорить, насколько это важно!

8. Запоминайте имена.

Имя – один из самых приятных компонентов нашей речи. Оно придает общению личный характер и непосредственность. Запоминайте имена людей. И не стесняйтесь попросить повторить имя, если вы сразу не расслышали или не поняли. Чтобы лучше запомнить имя, проговорите его про себя. В конце дня старайтесь вспомнить имена людей, с которыми вы сегодня общались. При новой встрече смело используйте имя собеседника.  Это приблизит его к вам, сделает ваше общения приятным.

9. Придерживайтесь положительной установки.

Негативизм отталкивает людей. Старайтесь в общении сделать упор на положительное, на то, что вас объединяет с человеком. Баланс между положительными установками в общении и негативными всегда должен быть в пользу первого.

10. Улыбайтесь.

Совет прост, но вам даже трудно себе представить, как важен этот мимический жест расположения. Улыбка – знак дружественности, открытости, готовности к общении. Если же она идет от сердца, то способна растопить лед самого сильного недоверия.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

БРЕСТСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА НАПОМИНАЕТ: СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Уважаемые ребята!

  • Вы знаете, что мы с вами живем в век стремительного технического прогресса во всех областях деятельности человека. Техническое совершенствование Белорусской железной дороги также не стоит на месте, ее развитие позволило значительно повысить вес и скорость движения поездов. На некоторых участках железной дороги скорость поездов достигает до 140 км/ч. При больших объемах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железная дорога является зоной повышенной опасности. Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом, кататься на велосипедах, роликах, скейтах, санках и сноубордах. Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде. Вы уверены, что услышав сигнал, поданный машинистом, успеете отойти в безопасное место. Увы, многие из вас за такую самоуверенность расплачиваются жизнью, а оставшиеся в живых получают тяжелейшие травмы, делающие их инвалидами. ВСЕГО 11 "НЕ" - МОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАВМАТИЗМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: 1. НЕ ходить по железнодорожным путям!
    2. НЕ перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом (чтобы остановить поезд, идущий со скоростью 100-120 км/ч, требуется от 700 до 1000 метров тормозного пути!)
    3. НЕ прыгать с платформ!
    4. НЕ подлезать под платформу и подвижной состав!
    5. НЕ играть вблизи железнодорожных путей!
    6. НЕ кататься на кабинах и крышах поездов!
    7. НЕ класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)!
    8. НЕ бросать камни в движущийся поезд (это приводит к увечью или смерти пассажира, который может оказаться так же и вашим родственником, одноклассником, другом или близким человеком!).
    9. НЕ переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.
    10. НЕ пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по сотовому телефону (при этом можно не услышать сигнала машиниста электропоезда)!
    11. НЕ находиться в охранных зонах контактной сети, не набрасывать на провода контактной сети, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также не подниматься на опоры (напряжение в проводах контактной сети составляет около 30 000 вольт, приближаться к ним на расстояние ближе двух метров опасно)!
    Железная дорога не опасна для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила железнодорожного транспорта просты, надо просто их выполнять.
    К сожалению, в прошлом году вследствие собственной неосторожности и игнорирование правил безопасности на железнодорожном транспорте травмированы трое несовершеннолетних:
    - 04.04.2015 на станции Брест-Полесский в г.Бресте, поездом №6333 сообщением «Хотислав-Брест» травмирован несовершеннолетний учащийся одного из колледжей г.Бреста 1999 года рождения, который шел вдоль железнодорожных путей, слушая музыку через наушники и накинув на голову капюшон.
    - 09.07.2015 на 637 километре перегона Пинск-Ясельда в г.Пинске Брестской области, поездом №6361 сообщением «Лунинец-Брест» травмирована несовершеннолетняя жительница г.Пинска 1997 года рождения, которая переходила пути по пешеходному переходу при работающей светозвуковой сигнализации, не услышала сигналы, подаваемые машинистом поезда из-за громкой музыки в наушниках.
    - 16.08.2015 на 5 пути станции Оранчицы в Пружанском районе Бресткой области, при контакте с высоковольтной линией электропередач, электрическим током травмирована несовершеннолетняя учащаяся УО «Линовская средняя школа» 2001 года рождения, которая поднялась на вагон и, находясь там, пыталась сфотографироваться – сделать «селфи», при этом оказалась в непосредственной близости от высоковольтной линии электропередач.
    Напоминаем вам, что нахождение на железнодорожных путях, переход их в не установленных местах, озорство, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего вам необходимо строго соблюдать установленные на железной дороге правила безопасного поведения.
    Следует помнить, что за проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.5 ст.18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, влекущая наложение штрафа. Административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает с 14 лет.
    Кроме того, за материальный вред, причиненный несовершеннолетним не достигшим 14 лет, отвечают его родители, усыновители или опекун. Если такой вред причинен несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, то он самостоятельно несет ответственность, а в случае отсутствия у него доходов или иного имущества вред должен быть возмещен его родителями, усыновителями или попечителями.
    Брестская транспортная прокуратура

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков

Будьте внимательны:

  • Вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
  • Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействовать и поощрять его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.
  • Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.
  • Личный пример в использовании возможностей компьютера. Родители, делайте акцент на применение компьютера в своей работе, используйте в качестве помощника в совместном досуговом творчестве (компьютерный дизайн), попутно прививая навыки культуры общения с компьютером.
  • Культивирование чувства семейной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.
  • Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line
  • Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок»
  • Если у подростка обнаруживаются 3-4 симптома компьютерной зависимости, то следует задуматься об обращении к специалисту

Вот ряд симптомов компьютерной зависимости:

  • Равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, семейным праздникам;
  • Неоправданно частая проверка электронной почты;
  • Чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
  • Быстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;
  • «Выпадение» из режима реального времени;
  • Визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;
  • Неоправданно быстро проявляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;
  • Постоянное или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственное;
  • Погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;
  • Приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;
  • Нарушений обещаний в отсутствие взрослых не входить в Internet;
  • Отрицание, часто агрессивное, компьютерной зависимости.

Последовательность действий педагога и администрации при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков

Действия педагога при подозрении нахождения учащегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
1. Удалить учащегося из аудитории, отделить его от одногруппников.
2. Немедленно поставить в известность администрацию колледжа.
3. Срочно вызвать медицинского работника колледжа. Если состояние учащегося тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
5. Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять подростка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.).  

Действия педагога при возникновении подозрения периодического употребления несовершеннолетним наркотиков

Если Вы подозреваете учащегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.
2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
3. Действия куратора (лицо, которому может довериться учащийся) при подозрении употребления ПАВ несовершеннолетним.
Если вы подозреваете, что учащийся употребляет наркотики – не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его. Возможно, Вы единственный человек кому ребенок может довериться. Основные правила:
1.      Предоставляйте подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. При первом контакте избегайте репрессивной и осуждающей тактики, постарайтесь убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью.
2.      Укажите на недопустимость появления в колледже в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщите, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
3. Не разглашайте информацию о проблемах подростка другим педагогам и учащимся, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. Тем не менее, сообщить администрации колледжа и родителям Вы обязаны.
4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ необходимо точно знать: Какова ситуация в его семье? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его социальное окружение по месту жительства?
5. Необходимо иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним.
Внимание!      Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств, является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром-наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и в свою очередь подтолкнуть к их реальному употреблению.
«Передозировка» психоактивных веществ
        Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «скорую медицинскую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
        Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
1.Вызвать «Скорую помощь».
2.Повернуть на бок.
3.Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
3.Следить за характером дыхания до прибытия врачей
4.При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту – искусственное дыхание «изо рта в рот».

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «Если Вы предполагаете, что ребенок употребляет наркотики…»

 

Будьте внимательны к своим детям!!! Они-лучшее, что у нас есть!!!
Если Вы предполагаете, что ребенок употребляет наркотики…
РАЗБЕРИТЕСЬ В СИТУАЦИИ
Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына след от укола, это еще не означает, что ребенок станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика хотя и формируется очень быстро, но все же на это требуется время. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения.
Помните и о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболиваю­щие наркотики, масочный наркоз и т. д.). Находите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам следует обратиться за помощью. И постарайтесь с первых минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
СОХРАНИТЕ ДОВЕРИЕ
Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику и запугиваниям. Это, ско­рее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы и произносить запугивающие заклинания. Возможно, для вашего сына это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться ко взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте (например, первом опыте употребления алкоголя). Было ли тогда важным для вас почувствовать себя взрослым или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные проблемы стоят сейчас перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него сейчас — это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

ОКАЗЫВАЙТЕ ПОДДЕРЖКУ
«Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу тебе помочь», — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Подросток должен чувствовать, что, чтобы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями.
Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий, поощряйте интересы и увлечения подростка, которые станут альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, пригла­шайте их к себе домой. И, наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным веществам типа табака, алкоголя или лекарств, будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими, как наркотик.
ОБРАТИТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТУ
Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, — обратитесь к специалисту.
ТЕСТ «УПОТРЕБЛЯЕТ ЛИ РЕБЕНОК НАРКОТИКИ?»

  1. Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.
  2. Он (она) не хочет разговаривать с вами, отдаляется от вас.
  3. У него (нее) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и безразличным.
  4. Ребенок стал плохо учиться, погуливает занятия.
  5. У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.
  6. Вы находите шприцы, таблетки, закопченные ложки.
  7. У сына (дочери) появились подозрительные друзья.
  8. Ребенок становится скрытным: например, прекращает разговор по телефону при вашем появлении.
  9. Непонятно, на что она (он) тратит свои карманные деньги.
  10. Пропадают ваши деньги и вещи из дома.
  11. Сына (дочь) мучают сонливость и бессонница.
  12. Ребенок выглядит бледным.
  13. Сын (дочь) периодически бывает в «непонятном состоянии» (нарушена координация движений, глаза странные, несвязная речь).
  14. В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона и клея.
  15. У ребенка есть пятна крови на одежде.
  16. На руках сына (дочери) видны следы инъекций или синяки.
  17. Ребенок безразличен к своему физическому состоянию и внешнему виду.
  18. У него (нее) то пропадает аппетит и он худеет, то наоборот, ест без меры.
  19. Ребенок носит одежду только с длинными рукавами.
  20. Он (она) часто лжет.
  21. Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.

Если вы обнаружили больше 7 признаков, которые подходят для вашего ребенка, то, скорее всего, он действительно употребляет наркотики. Если вы обнаружили, что ваш ребенок употребляет наркотики, ведите себя спокойно, не паникуйте. Прежде чем предпринять что-либо, остановитесь и ответьте на следующие вопросы:

  1. Правильно ли вы поняли то, что узнали?
  2. Что вы можете сделать, чтобы как можно лучше помочь ребенку?
  3. Как вы можете сохранить возможность доверительно общаться с ним?
  4. Употребляет ли он (она) наркотики постоянно или это единственный «эксперимент»?

Если это «эксперимент», может быть, достаточно просто поговорить с ребенком. Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывает, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время обратиться к людям, которые могут помочь. Это профессионалы: наркологи, психологи, психотерапевты.
Помните: вы не можете прожить жизнь за вашего ребенка. Не можете заставить его измениться. Вы не можете заставить принять вашу помощь. Но вы в силах сделать многое, чтобы желание победить стало его собственным.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО БОРЬБЕ С АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

  1. Узнайте как можно больше про все, что касается злоупотребления алкоголя и наркотиков. Обладая информацией, вы будете иметь преимущество.
  2. Придерживайтесь твердой позиции, показывающей, что вы никогда не позволите ему употреблять алкоголь и наркотики.
  3. Обоснуйте свою установку на отказ от алкоголя и наркотиков конкретными правилами поведения и неустанно следите за их соблюдением.
  4. Не ждите появления явных признаков начала употребления  алкоголя и наркотиков. Придерживайтесь здорового скептицизма.
  5. Если вы заподозрили, что ваш ребенок выпивает, не делайте вид, что ничего не произошло. Внимательно присматривайтесь к нему и держите ситуацию под контролем.
  6. Прежде чем начать с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доказательств, объясняющих возникновение необходимости в данном разговоре.
  7. Разговор с ребенком проводите только тогда, когда он находится в адекватном состоянии и когда вы спокойны и держите себя в руках.
  8. Главное внимание в разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, используйте конкретные примеры и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркивайте, что возмущающими для вас является именно поведение, вызванное алкогольным опьянением, а не сам ребенок.
  9. Не рассчитывайте сразу на согласие. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Ждите таких слов, как: «Ты мне не веришь... Я не пью... У меня нет никаких проблем с алкоголем... Ты вообще обо мне никогда не заботишься». Нужно ожидать, что ребенок попробует надавить на ваши чувства. Но ваша твердый запрет как раз и будет для него вашей наилучшей заботой.
  10. Если заметите, что ребенок не уважает принятые в вашей семьи нормы в отношении к наркотикам и алкоголю, сделайте то, о чем заранее его предупреждали. Подчеркните, что действуете так только из-за своей любви, заботы и лишь в его интересах.
  11. Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Они должны держаться вместе и не давать ребенку играть на противоречиях между ними.
  12. Если ваш ребенок постоянно нарушает ваши нормы и не перестает выпивать, продумайте, как можно было бы его уговорить показаться специалисту.
  13. Если ребенок часто выпивает, предложите ему контракт о поведении. Если он будет отнекиваться, утверждая, что никаких проблем у него нет, скажите, что в таком случае контракт будет легко исполнить.
  14. Отметайте только неприемлемое поведение, а не своего ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему независимо от обстоятельств.
  15. Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-то высказать или обсудить. Ваша излишняя твердость может только вызвать «молчаливый бойкот» у вашего ребенка.
  16. Не попрекайте себя в том, что у вашего ребенка возникли проблемы, связанные с алкоголем или наркотиками.
  17. Не мучайте себя. Подумайте, какие организации и учреждения по месту жительства могли бы помочь вам в решении алкогольных проблем.

Насилие в семье. Что делать? Советы психолога

 К сожалению, семейное насилие достаточно распространено. Чаще с такой проблемой к психологам обращаются женщины, ищущие помощи в этой тяжелой жизненной ситуации. Насилие может быть как физическим, так и моральным – и то, и другое создает невыносимую атмосферу в семье, от которой страдают и взрослые, и дети. В этой статье мы попробуем разобраться, что делать, если в вашей семье происходит насилие.
Физическое насилие.
 Если ваш муж даже иногда поднимает руку на вас или на детей, можно говорить о физическом насилии. Не обязательно физическое насилие проявляется в побоях, это могут быть пощёчины или толчки. Самое опасное в физическом насилии то, что муж, чувствуя безнаказанность, с течением времени становится всё более жестоким. Именно поэтому с физическим насилием необходимо бороться после его первых же проявлений. Необходимо сразу же поговорить с мужем, сказать о недопустимости его поведения и вашей неготовности его терпеть. Часто женщины боятся жаловаться на мужа в правоохранительные органы, опасаясь потерять кормильца и остаться одной. Более того, неуверенность женщины в своих силах, делает уязвимой не только её саму, но и детей. Такая позиция провоцирует агрессора и может привести к непредсказуемым последствиям. Если вы хотите изменить ситуацию, возможно, вам помогут рекомендации специалистов к вопросу Что делать, если муж бьёт жену?.
Психологическое насилие.
 Если ваш муж ни разу в жизни вас не ударил, но при этом постоянно оскорбляет, то можно говорить о моральном насилии. Атмосфера ругани и криков приводит к тяжелым переживаниям, понижению самооценки, стрессу и даже депрессии. Особенно от такого морального насилия страдают дети, чья психика формируется в крайне неблагоприятном эмоциональном климате. Психологическое насилие в семье может быть и вежливым, но от этого не менее тягостным. Например, произнесенные спокойным голосом оскорбления, задевают иногда даже больше, так как их нельзя объяснить тем, что муж вышел из себя под влиянием эмоций. Если муж оскорбляет и унижает вас или детей, возможно, вам помогут справиться с ситуацией советы опытных психологов, которые вы найдете здесь. Определенной формой психологического насилия является и подчеркнутое молчание мужа, его явное нежелание общаться. Если такое происходит в вашей семье, обязательно прочтите ответы экспертов на вопрос Что делать, если с вами не разговаривает муж?, возможно, там вы найдете полезные подсказки.






Рекомендации педагога-психолога по избежанию конфликтных ситуаций

      При поступлении в новое учебное заведение молодые люди вступают в большое количество разных взаимоотношений с однокурсниками, кураторами, преподавателями, администрацией. Если учащиеся иногородние, то также включаются во взаимоотношения в общежитии, контактируют с воспитателями. Эта ситуация является для учащихся стрессовой и может  привести к возникновению конфликтной ситуации.
Конфликт – это всякого рода противоречие, которое возникает в сфере межличностных отношений между двумя людьми в момент столкновения их интересов.

 Виды  конфликтов:

  • экономические
  • идеологические
  • социально-бытовые
  • социально-психологические
  • эмоционально-неврогенные
  • педагогические (В их основе – противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований и интересов педагогов и учащихся. Для разрешения этих конфликтов важно добиваться гармонизации отношений.)

 Группы конфликтных ситуаций:

  • конфликты дисциплины (Заболел преподаватель, хотя пришла замена, все дружно испаряются. Чтобы показать свою самостоятельность, вся группа ушла с урока в кинотеатр.);
  • конфликты в сфере дидактического взаимодействия (несправедливое выставление отметок: занижение или завышение);
  • конфликты в методике обучения (непонятное объяснение учебного материала, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, несвязанность темы с жизнью, раскрытие темы наспех);
  • конфликты в тактике взаимодействия учителя с учащимся ( дискриминация учащихся, снисходительное отношение к слабым и средним учащимся, наличие «любимчиков»);
  • конфликты этики (оскорбления).

 Стадии развития конфликтов:

  1. предрасполагающая стадия
  2. зарождение конфликта
  3. созревание конфликта
  4. осознание конфликта
  5. «сшибка» и «взрыв»
  6. угасание конфликта
  7. разрешение конфликта

 Признаки стресса:

  1. повысившаяся тревога
  2. ощущение кризиса или труднопреодолимой преграды
  3. ощущение потери контроля над происходящим с собой
  4. недостаточная концентрация внимания
  5. вялость
  6. апатия
  7. бессонница
  8. слишком часто возникает чувство усталости
  9. невозможность сосредоточиться на чем-то
  10. слишком частые ошибки в работе
  11. ухудшается память
  12. очень быстрая речь
  13. мысли часто улетучиваются
  14. довольно часто появляются боли в голове, спине, в областе желудка
  15. повышенная возбудимость
  16. любимое дело не доставляет прежней радости
  17. вокруг ничего не нравиться
  18. появляется ощущение неудовлетворенности жизнью
  19. появляется комплекс неполноценности
  20. потеря чувства юмора
  21. невозможность вовремя закончить начатое дело
  22. пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде
  23. постоянное ощущение недоедания
  24. пристрастие к алкогольным напиткам
  25. резко возрастает количество выкуриваемых сигарет

 Стресс может быть вызван следующим:

  • Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка.
  • Конфликт ролей, возникающий, когда человеку предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы покупателей, но, когда его видят разговаривающим с покупателем, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
  • Неопределенность ролей, возникающая, когда человек не знает, что от него ожидают.
  • Гораздо чаще приходится делать то, что не хотелось бы, а то, что нужно.
  • Постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.
  • Постоянно куда-то спешите.
  • Начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  • Постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  • Видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  • Очень много курите.
  • Потребляете алкоголь больше, чем обычно.
  • Дома, в семье – конфликты.
  • Долги.
  • Не с кем поговорить о своих проблемах.
  • Не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе.

 Есть способы перехитрить стресс:

  • Больше движения (бег, аэробика)
  • Не затягивать с разрешением любых конфликтов
  • Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравиться
  • Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись
  • Научиться говорить людям «нет»
  • Не перегружаться
  • Не злоупотреблять кофе, алкоголем
  • В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с друзьями
  • Переключить внимание на приятную тему
  • Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей
  • При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более странный «сценарий»
  • Красный, желтый, оранжевый цвета действуют как сильные раздражители
  • Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса
  • Синий и зеленый цвета успокаивают
  • Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости»
  • Съешьте банан
  • Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни
  • Любовь – лучшее лекарство от стресса
  • Первые 2 часа после возвращения домой считаются наиболее критическими
  • Душ, теплая ванна
  • Полноценный глубокий сон
  • Делайте что-нибудь с настроением
  • Не беритесь за непосильные задачи

 Вот несколько рекомендуемых способов релаксации (расслабления) за 10 минут:

  • Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните.
  • Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.
  • Погуляйте на свежем воздухе.
  • Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте 10 минут.

   Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить с помощью следующего теста. Отвечайте на вопросы «никогда», «изредка», «время от времени», «часто», «очень часто».

  • Часто ли вы переедаете?
  • Сколько потребляете алкоголя?
  • Много ли курите?
  • Спрашиваете ли вы себя, стоит ли вообще жить?
  • Считаете ли вы, что ведете неправильный образ жизни?
  • Чувствуете ли вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома – только отдыхаете, спите, смотрите телевизор?
  • Кажется ли вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимым препятствием?
  • Считаете ли вы себя пессимистом?
  • Не кажется ли вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью?
  • Ощущаете ли вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе , учебе или дома?
  • Испытываете ли вы ощущение безнадежности, если у вас что-то не получается?
  • Чувствуете ли вы сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?
  • Защищаете ли вы свою точку зрения от нападок других людей?
  • Считаете ли вы причиной неудачи других людей или какие-то не зависящие от вас обстоятельства?
  • Берете ли вы на себя ответственность за успехи или неуспехи в своей жизни?
  • Часто ли у вас бывает плохое настроение?

   И если вдруг окажется, что на большинство ответов вы ответили «часто» или «очень часто», значит, вам надо быть предельно внимательным к себе, ибо до стресса, что называется, рукой подать.

 Ваш уровень стресса

В таблице приведен уровень стресса для различных событий, которые могут произойти в жизни каждого человека. Если суммарный уровень стресса в течение одного года превышает 300 пунктов, то риск депрессии составляет 80%. Уровень в 200-299 пунктов снижает этот риск до 50%. При сумме менее 200 пунктов риск депрессии невелик.

Ситуация Уровень стресса

Смерть супруга

100

Развод

73

Раздел имущества

65

Тюремное заключение

63

Смерть члена семьи

63

Травма или болезнь

53

Увольнения с работы

47

Примирение с супругом

45

Пенсия или отставка

45

Ухудшение здоровья члена семьи

44

Беременность

40

Сексуальные проблемы

39

Изменение служебного положения

39

Изменение финансового положения

38

Смерть друга

37

Смена работы

36

Увеличение ответственности на работе

29

Сын или дочь покинули дом

29

Неприятности с законом

29

Значительные личные достижения

28

Окончание школы

26

Супруг начал или бросил работать

26

Изменение условий жизни

25

Проблемы с начальством

23

Переезд

20

Смена школы

20

Смена личных привычек

20

Смена развлечений

19

Переход в другую религию

19

Изменение в сфере социальной активности

18

Изменение продолжительности сна

16

Изменение привычек в еде

15

Изменение отношений с друзьями

15

Каникулы

13

Незначительные нарушения закона

11

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО НА ЛЮБОЙ СЛУЧАЙ: НЕМЕДЛЕННО ЗВОНИТЕ 102.


Номера телефонов милиции, по которым Вы можете


Вы попали в аварию, эвакуировали машину

41 44 44

круглосуточно

Дежурный ГАИ

Незаконные действия милиции

47 90 78

9.00-19.00 по будням

Московский РОВД

23 83 64

9.00-19.00 по будням

Ленинский РОВД

Угнали машину

41 44 44

круглосуточно

Дежурный ГАИ

47 93 48

9.00-19.00 по будням

Московский РОВД Группа розыска автомобилей

23 19 24

9.00-19.00 по будням

Московский РОВД Группа розыска автомобилей

Вам стало известно о противоправных действиях в семье, семейном насилии

8 801 100 8 801

8.00-20.00

Общереспубликанский для звонка со стационарного телефона

21 17 20

круглосуточно

Деж. Ленинского РОВД

47 90 50

круглосуточно

Деж. Московского РОВД

27 58 73; 27 59 50

9.00-18.00 по будням

Отделение охраны правопорядка Ленинского РОВД

27 52 52; 27 52 53; 27 52 88

9.00-18.00 по будням

Отделение охраны правопорядка Московского РОВД

Вам известно о фактах торговли суррогатами алкоголя

28 93 99

круглосуточно

Дежурная часть гор. отдела милиции

21 17 20

круглосуточно

Деж. Ленинского РОВД

27 52 88

круглосуточно

Деж. Московского РОВД

Вам стало известно о правонарушениях в сфере экономики, фактах коррупции

21 17 20

круглосуточно

Деж. Ленинского РОВД

47 90 50

круглосуточно

Деж. Московского РОВД

27 57 12

9.00-18.00 по будням

ОБЭП Ленинского РОВД

27 52 21

9.00-18.00 по будням

ОБЭП Московского РОВД

Телефон доверия

20 08 16

9.00-18.00 по будням

УВД Брестского облисполкома

Телефон дежурной службы

102

круглосуточно

Рекомендации кураторам, работающим с первокурсниками.

Одна из актуальных проблем учебных учреждений любого типа -
социально-психологическая адаптация первокурсников. Именно, от ее
эффективности зависит решение многих учебно-воспитательных задач. Более
того, успешная адаптация - главный фактор оптимизации учебной деятельности, условие всестороннего развития личности каждого студента!;
Успешная адаптация первокурсника положительно отражается на его эмоциональном самочувствие, придает ему уверенность в себе, интерес к жизни
группы, учебного учреждения, способствует формированию личности будущего специалиста. Чем меньше первокурснику потребуется времени на адаптацию в коллективе группы тем, как правило, меньше времени на учебную адаптацию.
Существует две стороны адаптации:
Ø учебная адаптация
Ø социально-психологическая адаптация;

Целью социально психологической адаптации является сближение целей,  ценностных ориентации, потребностей студентов.  В практике работы кураторов происходят случаи длительных, тяжелых, временами конфликтных по характеру формирование коллективов, дезадаптации отдельных первокурсников, причиной чего являются различные в ценностных ориентация и социальном опыте студенты.
Отсюда вытекает: куратор не должен быть пассивным созерцателем жизни своей группы.
С целью сближения и взаимопонимания между студентами, создания положительного климата группе необходимо широко использовать активные формы работы, дискуссии, деловые, ролевые игры, тренинги и т.д.
Для организации доброжелательных отношений в группе куратору следует:
Ô знать студентов по именам;
Ô отказаться от подчеркивания успехов одних и неудач других;
Ô отказаться от прямого противопоставления студентов;
Ô чаще вступать в контакт с замкнутыми, «неинтересными» студентами,
чтобы вызывать к ним интерес группы;
Ô внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности студентов
группы;
Ô определять мотивы поведения, причины каждого отклонения в поведении
студентов;

 

 Чтобы завышенная самооценка учащегося не стала причиной межличностных конфликтов, потери контакта с группой, озлобленности,куратору необходимо держаться следующей тактики:
v сдержанная похвала при успехах и достижениях;
v признание успехов других студентов;
v при индивидуальных беседах подводить студента к сопоставлению его
самооценки с оценкой его поведения окружающими;
v может быть предложено написание характеристики на самого себя.
Тактика куратора в отношениях со студентами с низкой самооценкой может быть следующей:
§ организация отношений с этими студентами на личном уровне
§ не сопоставлять этих студентов с другими студентами группы.
С целью развития коммуникативных способностей учащихся с
меланхолическим типом темперамента можно организовать занятия учащихся  в тренинговых группах.
В связи с наличием у большинства студентов в первый месяц адаптации повышенного уровня тревожности полезно провести занятия по изучению приемов саморегуляции. Одним из первых показателей социально-психологической адаптации является характер взаимоотношений в коллективе, его психологический климат.
Психологи советуют:
Ø выявлять причины отрицательного эмоционального состояния отдельных
первокурсников;
Ø если такое состояние вызвано неудачами в учебной деятельности, следует
организовать помощь;
Ø если плохое настроение вызвано ситуацией отрыва от привычного
окружения, следует проявить внимание и включить учащихся  в работу;
Ø выявить причины изоляции с целью формирования коллектива, создания
отношений между его учащимися  в начале адаптационного периода;
Ø На этом этапе желательна последовательность, подробный инструктаж,
контроль.
Ø В процессе наблюдения за группой необходимо определить, что объединяет
учащихся, как относятся учащиеся  друг к другу.